Get Adobe Flash player

Содержание

Наши телефоны

  • Олег Михайлович 8-905-476-66-46

  • Михаил Анатольевич 8-961- 507-85-89

Новости законодательства. Ноябрь 2012 г.

 

ФАС России от 14.06.2012 дано Разъяснение «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе». Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Ответственность за распространение рекламы без предварительного согласия абонента несет рекламораспространитель.
В качестве рекламораспространителя может быть признано лицо, являющееся оператором связи, в случае предоставления им иному лицу «короткого номера», предназначенного для одновременной массовой отправки sms-сообщений широкому кругу лиц.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 N 6439/12 по делу N А82-5051/2011 определило, что страховщик причинителя вреда должен выплатить страховщику потерпевшего неустойку за просрочку возврата страхового возмещения.
Так, если страховое возмещение по договору ОСАГО выплачивается потерпевшему его страховщиком, это позволяет последнему обратиться к страховщику причинителя вреда с требованием о взыскании не только суммы страхового возмещения, но и неустойки (в случае просрочки уплаты такого возмещения).

 

Согласно закону края от 1 августа 2012 г. №2568-КЗ “О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан”, жители края, у которых в период с 1 января 2013 года до 31 декабря 2017 года родится третий или последующий ребенок и которые имеют среднедушевой доход на семью ниже среднего по краю за предшествующий год, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для детей до достижения этим ребенком возраста трех лет. Согласно приказу Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 19 октября 2012 г. № 310 «О величине прожиточного минимума для детей в Краснодарском крае на 2013 год», его размер утвержден в размере 6 763 рублей.
Приказ вступает в силу с 1 января 2013 года.

 

Письмом ФНС России от 19.11.2012 N ЕД-4-3/19428@ «О порядке уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов» разъяснен новый порядок, касающийся уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды индивидуальными предпринимателями.

С 1 января 2012 года индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения наемных работников, уплачивающие страховые взносы во внебюджетные фонды в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, имеют право уменьшить стоимость патента при применении УСН на сумму уплаченных страховых взносов без ограничения размера этой суммы (ранее стоимость патента могла быть уменьшена не более чем на 50 процентов).

 

Правительство РФ издало Постановление от 12.11.2012 N 1156.  Со дня вступления данного постановления в силу (24.11.2012 г.) для управления чужим автомобилем больше не потребуется наличие доверенности, выданной собственником транспортного средства. Кроме того, увеличится срок, в течение которого нужно зарегистрировать автомобиль в ГИБДД.
С 24 ноября водитель автомобиля по общему правилу должен иметь при себе водительские права или временное разрешение на право управления ТС, свидетельство о регистрации ТС (прицепа), технический паспорт, а также полис ОСАГО.
Однако сама доверенность на право управления ТС остается. В некоторых случаях она по-прежнему будет необходима.
Например, как известно, оформить полис ОСАГО вправе владелец автомобиля, которым может быть не только его собственник, но и другое лицо, владеющее им на любом законном основании. Одно из таких законных оснований — наличие доверенности на право управления ТС, выданной его собственником (абз. 4 ст. 1 Закона об ОСАГО)
Зарегистрировать автомобиль в ГИБДД или снять его с учета может собственник либо иной владелец. Последний может подтвердить свои законные права на ТС доверенностью на право управления им.
Срок постановки автомобиля на учет в ГИБДД составит теперь 10 дней.

 

Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237» расширен перечень оснований, по которым военнослужащий подлежит увольнению с военной службы, а также перечень оснований, по которым проходящий военную службу по контракту может быть досрочно уволен с военной службы
Определено, что военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в том числе в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  1. непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Военнослужащий, являющийся командиром, подлежит увольнению в связи с утратой доверия к нему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, а также в случае непринятия им мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в случае если ему стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Определено также, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе:

  1. в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных отдельными положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
  2. в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных российским законодательством, связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны.

 

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 04.09.2012 N 5184/12 сформулировал правовую позицию по вопросу о том, при каких условиях извещение участника процесса по факсу является надлежащим уведомлением.
Если отчет об отправке факса не позволяет установить, что в адрес привлекаемого к административной ответственности лица было направлено именно извещение о времени и месте рассмотрения дела, а также факт его получения, то это свидетельствует о ненадлежащем извещении лица.
С учетом конкретных обстоятельств дела само по себе извещение лица по факсу о времени и месте рассмотрения дела не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении.
Президиум ВАС РФ указал на разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Так, в соответствии с п. 24.1 названного Постановления Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направлять извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
По мнению Президиума ВАС РФ, если из отчета об отправке факса нельзя узнать текст передаваемого сообщения (информацию о времени и месте рассмотрения дела), получателя факса, а также отчетом нельзя подтвердить факт получения, то сам по себе отчет не доказывает надлежащего уведомления лица.
В Постановлении содержится оговорка о том, что в связи с определением Президиумом ВАС РФ правовой позиции по рассмотренному вопросу вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам.

 

Административный штраф, налагаемый на граждан за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, увеличен в 10 раз.
Федеральный закон от 12.11.2012 N 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях»
Федеральным законом предусмотрено, что розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей (ранее — от 3000 до 5000 рублей, и от 10 тысяч до 20 тысяч рублей соответственно).
Штраф, налагаемый на юридических лиц, составит от 300 тысяч до 500 тысяч рублей (ранее — от 80 тысяч до 100 тысяч рублей).

 

Федеральным законом от 12.11.2012 N 189-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» установлен пятилетний срок исковой давности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
В соответствии с действующей редакцией пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса РФ исковая давность, установленная гражданским законодательством, не распространяется на требования по денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Поскольку закрепление чрезмерно длительных сроков исковой давности неизбежно ведет к возникновению процессуальных трудностей, Конституционный Суд РФ, рассмотрев вопрос о конституционности данных положений, предписал федеральному законодателю установить конкретный временной предел для срока исковой давности по указанным требованиям. Согласно внесенным поправкам этот срок будет составлять пять лет.
Помимо этого уточняется порядок оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, — такая оценка должна осуществляться с учетом требований Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

 

С 1 января 2014 года устанавливается надбавка к пенсии отдельным категориям военнослужащих, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Это положение закрепил Федеральный закон от 12.11.2012 N 181-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Новое правило распространяется на инвалидов из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, проходивших военную службу (службу) по контракту, не имеющих достаточной выслуги лет для назначения соответствующей пенсии. Согласно внесенным поправкам, указанным лицам по достижении ими пенсионного возраста к пенсии по инвалидности будет начисляться надбавка в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, установленного статьей 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

 

Федеральным законом от 12.11.2012 N 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса РФ устанавливается запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя, в том числе с отцами, являющимися единственными кормильцами в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, если матери указанных детей не состоят в трудовых отношениях и занимаются уходом за детьми

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П положение части четвертой статьи 261 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым гарантия в виде запрета расторжения по инициативе работодателя трудового договора (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или совершением работником виновных действий), предоставляется женщинам, имеющим детей в возрасте 3 лет, и другим лицам, воспитывающим детей того же возраста без матери, признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя указанных женщин и других лиц, воспитывающих детей до 3 лет, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка до 3 лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.
В соответствии с данным Постановлением Федеральным законом устанавливается запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя, в том числе с отцами, являющимися единственными кормильцами в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, если матери указанных детей не состоят в трудовых отношениях и занимаются уходом за детьми.

 

Федеральным законом от 12.11.2012 N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ» установлен порядок признания гражданами РФ лиц с неясным правовым статусом
К таким лицам отнесены бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства РФ и не имеющие другого гражданства, их дети и недееспособные подопечные, а также бывшие граждане СССР, получившие паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, не было определено наличие гражданства РФ (в т.ч. и в связи с процедурными ошибками предшественников этих органов), имеющие гражданство другого государства, но не имеющие документа, подтверждающего право на проживание в нем, либо не имеющие другого гражданства.
Новая глава Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» регламентирует процедуры признания гражданами РФ указанных лиц либо их приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, в т.ч. сроки этих процедур (не более двух месяцев для признания гражданином РФ и не более шести месяцев для приема в гражданство РФ, с возможностью продления этих сроков на три месяца в случае необходимости установления личности заявителя) и порядок оформления статуса заявителя на время рассмотрения его заявления.
Кроме этого дополнен перечень оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ и упоминавшихся заявлений о признании гражданами РФ — гражданами РФ не смогут стать или не будут признаны также лица, участвовавшие в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах либо участвовавшие в подготовке или совершении противоправных действий, признаваемых уголовным законодательством РФ экстремистскими.

 

Федеральный закон от 12.11.2012 N 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового регулирования государственной регистрации актов гражданского состояния» уточнены процедуры и организация государственной регистрации актов гражданского состояния
В соответствии с изменениями, внесенными в Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» и Федеральный закон «Консульский устав Российской Федерации», установлены, в частности:
обязанность органов, уполномоченных на регистрацию актов гражданского состояния, выдавать документы, подтверждающие не только наличие, но и отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния;
дополнительные, помимо утраты, основания для выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (порча, ветхость бланка, нечитаемость текста или печати, ламинирование);
возможность выдачи лицу, не состоящему в браке, по его просьбе документа об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака;
возможность получения свидетельства о расторжении брака также и по месту государственной регистрации брака;
возможность направления запроса о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в электронной форме через сеть Интернет, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
возможность удостоверения подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, расторжении брака или установлении отцовства начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения (в отношении подписи подозреваемого, обвиняемого или осужденного);
сроки передачи консульскими учреждениями вторых экземпляров записей актов гражданского состояния на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории РФ (эти документы должны передаваться ежемесячно).

 

Вопросы, касающиеся регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении разъяснены Федеральный закон от 12.11.2012 N 179-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и Градостроительный кодекс РФ»

В перечень полномочий, осуществляемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, включено, в числе прочего:

  1. утверждение перечня исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения соответственно, предмета их охраны и границ территории;
  2. согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального и регионального значения.

Установлено, что особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении включает в себя:

  1.  проведение анализа состояния территории исторического поселения;
  2. определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения;
  3.  разработку градостроительных регламентов с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения;
  4. обеспечение согласования проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 N 16728/11 по делу N А60-10944/2010 установило, что в делах о банкротстве текущие требования работника о компенсации за незаконное лишение его возможности трудиться удовлетворяются во вторую очередь.
В Постановлении указано, что для целей расчетов с кредиторами в рамках дела о банкротстве компенсационные выплаты, перечисленные в ст. 234 ТК РФ, охватываются защитой посредством той же привилегии, что и зарплата, которая, в соответствии со ст. 129 ТК РФ представляет собой не только вознаграждение за труд, но также компенсационные и стимулирующие выплаты.
В случае банкротства предприятия текущие требования работников об оплате труда удовлетворяются на основании п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве во вторую очередь. Следовательно, в отношении таких требований работники являются привилегированными кредиторами, которым предоставляются дополнительные гарантии социальной защиты.
Компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 234 ТК РФ, имеют социальное назначение. Они призваны обеспечить работника и членов его семьи средствами к существованию, когда работник по вине работодателя лишен возможности осуществлять самостоятельную трудовую деятельность.
Поэтому для целей расчетов с кредиторами в рамках дела о банкротстве данные компенсационные выплаты по смыслу п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве охватываются защитой посредством той же привилегии, что и зарплата. Следовательно, текущее требование о выплате компенсации за задержку выдачи трудовой книжки подлежит удовлетворению во вторую очередь.
В Постановлении содержится оговорка о том, что в связи с определением Президиумом ВАС РФ правовой позиции по рассмотренному вопросу вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам.

 

Конституционный Суд РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.11.2012 N 24-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в истолковании, приданном ее положениям в правоприменительной практике после вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 21-П, в связи с жалобой гражданина Р. Инамова»  устранил факты неконституционной интерпретации законоположений, ранее признанных не противоречащими Конституции РФ при условии их истолкования и применения исключительно в выявленном конституционно-правовом смысле.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в той мере, в какой содержащиеся в ней положения — в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 21-П, сохраняющем силу, — служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

 

Письмо ФНС России от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18611@ «По вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц» установило, что при продаже квартиры двумя налогоплательщиками, имеющими по 1/2 доли в праве собственности на нее, имущественный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется каждому налогоплательщику в размере до 1 млн. рублей
В данном письме вывод ФНС России, согласованный с Минфином России, заключается в том, что если у налогоплательщиков на каждую долю оформлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащее им менее трех лет, то при продаже своих долей по договору купли-продажи, в котором каждый налогоплательщик выступает продавцом своей доли как самостоятельного объекта купли-продажи, имущественный вычет по НДФЛ предоставляется каждому налогоплательщику в сумме, не превышающей 1 млн. рублей.