Get Adobe Flash player

Обо мне

Адвокат

Ходыкин Олег Михайлович

телефон:  
    +7 905 4766646

Партнёры

Юрист

 Ходыкин Михаил Анатольевич

телефон:                                                                                   +7 961 5078589

Содержание

Наши телефоны

  • Олег Михайлович 8-905-476-66-46

  • Михаил Анатольевич 8-961- 507-85-89

Новости законодательства. Апрель 2015 г.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2015 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ и пункта «а» части второй статьи 166 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобой гражданина В.В. Кряжева» утвердило, что потерпевший имеет право на возмещение имущественного вреда в связи с угоном и последующей кражей его автомобиля неизвестным лицом

Конституционный Суд РФ признал положения пунктов 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ и пункта «а» части второй статьи 166 УК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения не позволяют обеспечить возмещение виновным в угоне автомобиля лицом имущественного вреда, причиненного собственнику этого автомобиля в связи с его угоном и последующей кражей, совершенной неустановленным лицом.
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились указанные положения УК РФ и ГК РФ постольку, поскольку на основании этих положений разрешался вопрос о возможности возмещения имущественного вреда лицами, признанными виновными в угоне автомобиля, лицу, потерпевшему по уголовным делам об угоне и о последующем хищении принадлежащего ему автомобиля, в случае, когда лицо, совершившее хищение, не установлено, а автомобиль не найден.
Суд посчитал, что поскольку в результате действий лица, неправомерно завладевшего чужим автомобилем, его собственник лишается контроля над своим имуществом (чем и создаются объективные условия для его последующей кражи третьими лицами), необходимо исходить из того, что виновный в угоне по факту принимает на себя ответственность за последующую судьбу данного имущества — вплоть до фактического возвращения автомобиля собственнику или до привлечения к ответственности лица, совершившего кражу данного автомобиля, если не докажет, что в результате его действий (бездействия) не были созданы условия для последующей утраты собственником его автомобиля.
Федеральный законодатель должен внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование правового механизма реализации потерпевшим права на возмещение имущественного вреда, причиненного в связи с угоном и последующей кражей принадлежащего ему автомобиля.

*****

Постановлением  Правительства РФ от 02.04.2015 N 315 «О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ» в Правилах дорожного движения закреплены отдельные новые обозначения, знаки и технические средства.
В Правила внесены поправки, которыми:

  • введено понятие «Островок безопасности» — это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги (к островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход);
  • введены светофоры с контуром красного цвета дополнительной секции (в целях улучшения видимости дополнительной секции светофора);
  • предусмотрено, что на регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход;
  • определены линии горизонтальной разметки, применяемые для разметки зоны парковки;
  • определены дорожные знаки и таблички, указывающие способ постановки транспортного средства на парковке и позволяющие парковаться под углом к проезжей части;
  • установлена возможность использования велосипедистами полосы для маршрутных транспортных средств;
  • введен новый дорожный знак «Полоса для велосипедистов», а также знак «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений», указывающий, что на парковке, обозначенной знаком «Парковка (парковочное место)», могут размещаться только транспортные средства, владельцы которых имеют разрешение на парковку, полученное в установленном органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления порядке и действующее в пределах территории, границы которой установлены соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

*****

Федеральный закон от 06.04.2015 N 81-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях» установил, что:

  • на безбилетное лицо возложена обязанность по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению билета в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
  • определен порядок взимания платы за проезд с безбилетного пассажира, а также наложения штрафа на безбилетных пассажиров при отказе оплачивать проезд;
  • предусмотрены размеры штрафов за отказ от приобретения проездного документа и от внесения платы за его оформление в поездах пригородного сообщения и дальнего следования.

Так, размеры штрафов составят:

  • в поезде пригородного сообщения — в 50-кратном размере тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;
  • в поезде дальнего следования — в 5-кратном размере тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 километров, применяемого для типа и класса вагона, места в вагоне и категории поезда, соответственно в котором и на котором обнаружено безбилетное физическое лицо.

Кроме того, признаны утратившими силу нормы КоАП РФ об административной ответственности за безбилетный проезд, в соответствии с которыми безбилетный проезд в пригородном поезде, в поезде местного и дальнего следования влечет наложение штрафа в размере 100 и 200 рублей соответственно.

*****

Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» указал, что наличие круглой печати является правом, а не обязанностью хозяйственного общества.
В настоящее время каждое хозяйственное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Внесенными изменениями данная обязанность трансформируется в право, при этом предусмотрено, что федеральными законами могут быть установлены случаи, при которых использование печати может быть обязательным.
Предусмотрено, что сведения о наличии печати должны содержаться в уставе хозяйственного общества.
Соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных норм, предусматривающих требование использования печати юридическими лицами.

*****

Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 02.03.2015 N 05-0022-ИШ «О надлежащем лице при обращении с заявлением об учете изменений земельных участков» сообщило, что в отдельных случаях в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка может обратиться не только его собственник. В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
До момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости помимо собственников земельных участков вправе обращаться также и лица, обладающие вышеуказанными правами.
Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (за исключением отдельных случаев).

Таким образом, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет, в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений может обратиться или собственник земельного участка (уполномоченный орган) или лицо, обладающее этим земельным участком на одном из перечисленных выше видов права.

*****

Решением Верховного Суда РФ от 20.01.2015 N АКПИ14-1378 «О признании частично недействующим пункта 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215» признаны недействующими отдельные положения административного регламента о предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ.
ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. N 215, в части, предусматривающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
ВС РФ, в частности, отметил, что статьей 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1). До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (пункт 2). Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пункт 3).

*****

Информацией МВД России «Изменена часть 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции», предусматривающая ежемесячную денежную компенсацию лицам, уволенным со службы в связи с увечьем, полученным при выполнении служебных обязанностей» разъяснен новый порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации уволенному сотруднику полиции по случаю инвалидности вследствие военной травмы
Ранее действовавший порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренный ч. 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции», был связан со значительным количеством условий для ее назначения (в том числе установление стойкой утраты трудоспособности и процента такой утраты). Кроме того, в процессе правоприменения было выявлено неоднозначное толкование указанных положений Закона.
В этой связи в Закон были внесены изменения, направленные на совершенствование порядка назначения данной выплаты.
Так, в частности, новые положения предусматривают установление сотруднику органа внутренних дел группы инвалидности, с учетом которой при назначении выплаты подлежат применению соответствующие коэффициенты (в отношении инвалида I группы — 1; в отношении инвалида II группы — 0,5; в отношении инвалида III группы — 0,3).
Кроме того, изменения позволят сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, при наличии у них выслуги лет, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, получать ежемесячную денежную компенсацию независимо от выбранной пенсии, а также избежать влияния размера получаемой пенсии на размер выплачиваемой им ежемесячной денежной компенсации.
Также, в частности, предусматривается возможность сохранения размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной до вступления в силу новой редакции закона, в случае если указанный размер окажется больше рассчитанного в соответствии с новыми правилами.
Механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации проиллюстрирован на конкретных примерах.

*****

Подписан Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», направленный на предотвращение создания фирм на подставных лиц
Федеральным законом внесены поправки в Основы законодательства РФ о нотариате, в УК РФ, КоАП РФ, в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Так, в частности, уточнены порядок установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия, установлены требования к нотариально оформляемому документу и порядок представления документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя.

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность за представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о подставных лицах, а также уточнено определение понятия «подставное лицо».

В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью», в частности, установлено обязательное подтверждение путем нотариального удостоверения факта принятия решения общим собранием участников общества об увеличении уставного капитала и состава участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения.

Установлено, что в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц теперь подлежит, в том числе запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Определен порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Дополнены основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации юридического лица.

Увеличен до 1 года срок давности привлечения к ответственности за административные правонарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в непредставлении или представлении недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

*****

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289 «О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом» установлена процедура информирования собственников помещений и иных лиц в случае прекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.
Утверждены Правила, определяющие в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ порядок информирования, в том числе органов местного самоуправления, на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающих организаций, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, о следующих обстоятельствах:
назначение два или более раз в течение календарного года лицензиату судом административных наказаний за неисполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым он осуществляет;
принятие лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ;
принятие лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии;
вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесение соответствующей записи в реестр лицензий субъекта РФ.
Установлены порядок и сроки информирования о возникновении оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, о принятии органом государственного жилищного надзора решения об исключении сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ, о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии, а также о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта РФ.
*****

Федеральный закон от 30.03.2015 N 63-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы» дал возможность  гражданам, желающие посвятить себя муниципальной службе, заключить договор о целевом обучении.
Договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы заключается между органом местного самоуправления и гражданином и предусматривает обязательство гражданина по прохождению муниципальной службы в указанном органе местного самоуправления в течение установленного срока после окончания обучения.
Заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе. Информация о проведении конкурса подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» не позднее чем за один месяц до даты проведения указанного конкурса.
Право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении имеют граждане, владеющие русским языком и впервые получающие среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Срок обязательного прохождения муниципальной службы после окончания целевого обучения устанавливается договором о целевом обучении. Указанный срок не может быть менее срока, в течение которого орган местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину в соответствии с договором о целевом обучении, но не более пяти лет.
Договор о целевом обучении может быть заключен с гражданином один раз.

*****

Письмо ФАС России от 11.02.2015 N АЦ/5788/15 «Рекомендации по применению Порядка подключения объектов капитального строительства к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения» указало, что при подключении к сетям холодного водоснабжения предоставления технических условий заявителем не требуется, при подключении к сетям горячего водоснабжения заявителю следует предоставлять технические условия.
Понуждение заявителей на получение технических условий при подключении к сетям холодного водоснабжения может содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При подключении к сетям горячего водоснабжения заявитель обязан предварительно получить технические условия на подключение, в этом случае признаки нарушения антимонопольного законодательства могут быть обнаружены в случае отказа в выдаче таких условий.
Кроме того, ФАС России обращает внимание, что правопреемники организаций, выдавших технические условия, обязаны выступать исполнителями по договорам о присоединении к системам водоснабжения по ранее выданным техническим условиям. Указано, что организации водопроводно-канализационного хозяйства не вправе устанавливать обязательные формы документов, прилагаемых к заявке.
Порядок внесения платы за подключение к системам холодного или горячего водоснабжения установлен соответствующими правилами и его изменение по договору является нарушением антимонопольного законодательства.
ФАС России также обращает внимание, что отказ в подключении объекта к системам холодного водоснабжения не допускается, а в присоединении к системам горячего водоснабжения возможен только при наличии заключения органа местного самоуправления.

*****

Постановление Правительства РФ от 21.03.2015 N 260 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за IV квартал 2014 г.» установило прожиточный минимум на душу населения по России за IV квартал 2014 года.В сравнении с третьим кварталом в четвертом квартале прожиточный минимум вырос:
для трудоспособного населения — с 8731 до 8885 рублей;
для пенсионеров — с 6656 до 6785 рублей;
для детей — с 7738 до 7899 рублей.

*****

Банк России в информации от 20.03.2015 «О предельных размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов по ОСАГО» установил с 12 апреля 2015 года новые значения базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО.
Банком России утверждено Указание от 20 марта 2015 года N 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (направлено на госрегистрацию в Минюст России).
Указание актуализирует страховые тарифы по ОСАГО в связи с реализацией законодательства об увеличении с 1 апреля 2015 года размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, новым порядком возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего, а также удорожанием запасных частей и комплектующих автомобилей из-за снижения курса рубля.
Указанием изменяются минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа, а также коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в отдельных субъектах Российской Федерации (коэффициенты КТ).